Найти
  Перейти на главную Карта сайта Написать E-mail

77% компаний намерены активизировать деятельность по продаже активов

      18 января 2013 11:53

Согласно последнему отчету компании "Эрнст энд Янг", почти 50% сделок по продаже активов, заключенных в течение последних двух лет, были обусловлены стремлением продавцов быстро получить необходимые денежные средства и нежеланием решать стратегические задачи долгосрочного характера.

По данным международного исследования по вопросам реализации корпоративных активов за 2012 года, при принятии решения о продаже активов компании зачастую руководствуются соображениями краткосрочной финансовой выгоды, а не стратегическими преимуществами для бизнеса в более отдаленной перспективе.

Шесть из десяти респондентов отметили, что вклад рассматриваемого актива в краткосрочные финансовые показатели компании (например, уменьшение или увеличение прибыли на акцию или влияние на такие базовые показатели, как доходность на вложенный капитал) является главным фактором, определяющим решение о его продаже или сохранении в составе портфеля. Что касается таких стратегических задач, как повышение акционерной стоимости или сосредоточение внимания на профильном бизнесе, то они занимают более скромные позиции в списке приоритетов.

Пип МакКрости, заместитель руководителя глобальной практики "Эрнст энд Янг" по оказанию консультационных услуг по сделкам, отмечает: "Мотивы, которыми руководствуются компании при принятии решения о реализации активов, претерпевают изменения. Многие по-прежнему продают активы для того, чтобы получить необходимые денежные средства или расплатиться с долгами. Это неудивительно, учитывая нехватку денежных средств и серьезные трудности, с которыми пришлось столкнуться многим участникам рынка в течение последних пяти лет при привлечении кредитов. Однако стоит отметить, что некоторые компании начинают постепенно осознавать важность подобных решений, придавая вопросам продажи активов такое же стратегическое значение, как и вопросам их приобретения. Компании, осуществляющие продажу активов исходя из стратегических соображений, как правило, выручают за них больше, чем предполагалось вначале. Тот факт, что 73% продавцов реализуют активы на невыгодных для себя условиях,  только подтверждает растущую актуальность применения более стратегически ориентированного подхода. Вот уже несколько лет экономика многих стран характеризуется низкими, а порой и нулевыми, темпами роста. Именно в такие периоды возрастает роль сделок по продаже активов. Подобные сделки помогают компаниям более уверенно чувствовать себя в условиях неопределенности, выполнять поставленные стратегические задачи и создавать полезный эффект для акционеров и прочих заинтересованных лиц".

Менее половины опрошенных утверждают, что приняли необходимые меры к тому, чтобы полностью раскрыть ценность своих активов потенциальным покупателям. 46% опрошенных международных корпораций либо находятся в процессе продажи своих активов, либо планируют совершить подобные сделки в течение ближайших двух лет, а почти 77% респондентов в указанные сроки намерены активизировать деятельность по продаже активов. При этом, свыше половины компаний признали, что им не удалось представить свои активы в наиболее выгодном свете самому широкому кругу потенциальных покупателей. В этой ситуации выручить максимальную цену за активы будет весьма непросто.

Лишь меньшинство компаний, выставивших свои активы на продажу, могут похвастаться тем, что получили заключение независимых экспертов с целью подтверждения информации о продаваемом активе, включая его рынок, линейку продуктов и динамику роста (50% респондентов), разработали план слияния и поглощения для представления потенциальным инвесторам (45%) и подготовили предложения по достижению положительного синергетического эффекта в составе пакета информации, предоставляемой покупателям (43%).

"Залогом выгодной продажи корпоративных активов является грамотное представление актива самому широкому кругу потенциальных приобретателей. Сегодняшние покупатели крайне взыскательны, поэтому продавцам необходимо научиться "подавать" свои активы в наиболее выгодном свете", — добавляет госпожа МакКрости.

 В тоже время свыше половины респондентов отметили, что они будут готовы активизировать деятельность по продаже активов в случае улучшения перспектив экономического роста, при этом наблюдались некоторые различия по регионам: 65% опрошенных из Азиатско-Тихоокеанского региона отметили, что в будущем активизируют деятельность по продаже активов, однако в связи с сегодняшней экономической ситуацией они занимают выжидательную позицию (для сравнения, в Американском регионе подобный ответ дали 60% респондентов, а в регионе EMEA — 51%).

В целом, в последние годы многие компании отдавали предпочтение решению таких задач, как оптимизация операционной деятельности, сокращение издержек и повышение эффективности бизнеса, отложив сделки по реализации активов до лучших времен. Стоит, однако, отметить, что региональные различия, проявившиеся в ответах респондентов, указывают на то, что компании из индустриально развитых стран Запада лучше адаптировались к непростым макроэкономическим условиям, характеризующимся замедлением темпов экономического роста, и сейчас они в большей степени готовы к продаже активов, даже несмотря на сложную ситуацию в экономике.

На вопрос о последней по времени сделке продажи лишь 20% респондентов заявили, что ее результаты превзошли их ожидания. Больше шансов на достижение поставленных стратегических целей имели компании с упорядоченными процессами управления портфелем активов: 55% завершили сделку раньше запланированного срока, причем ее стоимость оказалась выше ожидаемой. При этом аналогичных результатов удалось добиться лишь 34% компаний, не имеющих подобных процессов.

Кроме того, продавцы не всегда учитывают весь круг потенциальных покупателей своих активов. Только одна треть продавцов при поиске покупателей обращает внимание на зарубежные компании, работающие в том же секторе экономики, что и они сами, и лишь 20% включают в круг своих потенциальных покупателей местные компании из других секторов. Лишь 13% респондентов в качестве наиболее вероятных покупателей своих активов рассматривают зарубежные компании, ведущие деятельность в иных секторах экономики, нежели они сами.
Кроме того, для повышения эффективности процесса поиска продавцам не следует делать упор лишь на корпоративных покупателей: например, только 3% респондентов заявили о том, что рассматривают фонды прямых инвестиций в качестве вероятных кандидатов на приобретение своих активов.

Госпожа МакКрости добавляет: "Потенциальные продавцы могут добиться максимально высокой отдачи от продажи своих активов, делая их привлекательными для широкого круга зарубежных покупателей из самых разных секторов, включая сектор прямых инвестиций".

В исследовании представлены основные правила и принципы передовой практики, обеспечивающие успех сделки продажи.

"Впервые за время проведения подобных исследований мы имеем подтверждение тому, что компании, применяющие стратегически выверенные подходы при подготовке к сделке, получают больший полезный эффект от продажи своих активов. Расширение круга потенциальных приобретателей, способность поставить себя на место покупателя и наличие надежных процессов позволило наиболее успешным компаниям завершить сделку раньше запланированного срока и выручить за свои активы больше, чем они ожидали вначале", —  говорит в заключение госпожа МакКрости.
Источник: RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости
 
Комментарии
Оставить комментарий
Каталог участников RWAY.ru
Яндекс.Метрика