Найти
  Перейти на главную Карта сайта Написать E-mail

Развитие проектов built-to-suit

      24 февраля 2012 15:14

Андрей Лукашев
MRICS, CCIM, Управляющий партнер ILM, Russia & CIS

 
Строительство складских комплексов по схеме built-to-suit набирает всё большую популярность среди крупных торговых компаний. Очень часто, стандартные “коробки” класса “А” уже не достаточны для организации эффективной логистики и всего производственного процесса. Однако предлагать индивидуальный подход пользователю складской недвижимости и реализовывать “штучный” продукт, за неимением опыта и необходимых компетенций, пока готовы не все девелоперы.

Built-to-suit - это строительство под конкретного заказчика. Проект реализуется профессиональным девелопером, с учётом “нестандартных” и специфических требований заказчика к техническим характеристикам, инженерии, планировке и объёмам строительства. По окончании реализации проекта built-to-suit заказчик становится единоличным и долгосрочным арендатором, либо владельцем объекта.

Этот новый для России формат built-to-suit пришел к нам с Запада, где рынок складской недвижимости уже давно прошел стадию бурного роста, и девелоперы отказываются от реализации спекулятивных проектов в пользу строительства складов под конкретного заказчика. Преимущества реализации подобных проектов очевидно экономически эффективны для обеих сторон, так как заказчик может получить “идеальное здание” с оптимальными характеристиками и необходимым ему соотношением помещений смешанного назначения: складских (часто разнотемпературных), производственных и административных площадей. Эти помещения будут оснащены инженерными системами и инфраструктурой, отвечающей требованиям заказчика, что впоследствии может значительно снизить издержки. Заказчика так же привлекает возможность работы с одним оператором, который контролирует весь жизненный цикл проекта.

А девелопер в свою очередь получает гарантированного арендатора с долгосрочным договором аренды и понятными сроками окупаемости. Кроме того, подобные проекты с большей долей вероятности получают финансирование под гарантированный арендный поток. Единственным риском для девелопера может быть отсутствие востребованности нестандартного объекта на вторичном рынке.

В Росcии built-to-suit получил своё распространение сравнительно недавно. До экономического кризиса, на фоне растущего рынка, девелоперы не были заинтересованы в развитии данного направления, а под понятием built-to-suit чаще понимали адаптирование типовых складов класса “А” под требования арендатора. Именно экономический кризис стал импульсом к развитию этого формата в России. В этот период пользователи складской недвижимости научились уделять особое внимание эффективности работы склада и считать издержки на его содержание. И поскольку рынок арендодателя трансформировался в рынок арендатора, застройщики стали прислушиваться к реальным потребностям клиента и строить склады в соответствии с их требованиями.

В России, чаще всего, проекты built-to-suit реализуются для продажи. Это - fee-development, когда строительство объекта финансируется будущим собственником здания, а риски девелопера ограничены стоимостью договора подряда, сроками и штрафами. В случае с российскими заказчиками, банки, дающие кредиты под проекты, пока не очень верят в стабильность аренды built-to-suit. Эта схема в первую очередь работает с западными компаниями, которые могут дать надежные гарантии, что бизнес в течение срока аренды никуда не уйдет.

На сегодняшний день built-to-suit проекты на продажу уже окончательно утвердились как отдельный сегмент рынка складской недвижимости. Такие именитые западные и российские компании как Volvo Trucks, "Твоё", "Дикси" уже воспользовались возможностями рынка built-to-suit.

Крупнейшей сделкой подобного рода в России стало строительство складского комплекса, площадью 49 471 кв. м. во Внуково, для компании "ЦентрОбувь". Девелопером проекта выступила PNK Group, которая на сегодняшний день является одной из немногих компаний, готовых предложить профессиональные решения в области built-to-suit. Здание было построено в рекордные семь месяцев в соответствии с новыми для российского рынка складской недвижимости стандартам Factory Mutual Global (FM Global), которые разработаны ведущими страховыми компаниями мира и предусматривают особые требования к противопожарной безопасности. Некоторые технологические решения применились в России впервые, например, оптимизированная технология кросс-докинга, связанная с потребностью “ЦентрОбувь” в высокой оборачиваемости склада: на 36 000 кв. м. складской площади приходится 103 дока. Этот показатель значительно превышает общепринятые рыночные стандарты складов класса А. Использование в строительстве негорючих материалов, современная система пожаротушения и высокотехнологичная система освещения здания с датчиками движения, выводят девелопмент складов на качественно новый уровень.

Очевидно, что рынок built-to-suit является перспективным для России, и количество таких проектов будет расти с каждым годом, ведь для крупных пользователей складов такие сделки всё чаще становятся единственной возможностью получить в пользование объект с идеальным расположением, хорошими техническими характеристиками и необходимой инфраструктурой. Поэтому, рано или поздно, девелоперам, которые хотят остаться на рынке, придется прислушиваться к требованиям заказчиков.


Источник: RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости
 
Комментарии
Оставить комментарий
Каталог участников RWAY.ru
Яндекс.Метрика